Мона Лиза (Джоконда): теории и последние исследования

Джоконда и ее секреты

Улыбка Моны Лизы, Исследования ученых по поводу картины Леонардо да Винчи Джоконда Мона Лиза  Совсем недавно итальянские ученые сотворили сенсацию, заявив, что, по всей видимости, нашли останки женщины, которую Леонардо да Винчи изобразил на своей самой известной картине "Мона Лиза".

 Ученые вскрыли 12 могил в церкви флорентийского монастыря Святой Урсулы, где была похоронена Лиза Герардини, жена торговца Франческо дель Джокондо. По данным экспертизы, 11 покойников жили гораздо раньше искомой дамы. И только одни останки удалось отнести к XVI веку. От барышни с очаровательной улыбкой остались лишь бедренная да большая берцовая кости. И то не факт, что они принадлежат Лизе. Стопроцентной гарантии ученые не дают. Впрочем, в том, что касается Моны Лизы, никогда и ни в чем нельзя быть уверенным наверняка. Сегодня мы разузнаем, какие "может быть" все еще рассматривают современные ученые.

Исследования Джузеппе Паланти

 Итальянский ученый Джузеппе Паланти посвятил 25 лет своей жизни изучению архивных документов и в 2007 году в конце концов установил, в каком именно доме во Флоренции проживала натурщица Леонардо. Ныне это старинное здание облюбовали антиквары. Выяснилось, что семьи Лизы Герардини и да Винчи обитали по соседству и не исключено, что художника и его модель связывало нечто большее, чем просто дружба.

 Именно синьор Паланти установил точную дату смерти Лизы - 15 июля 1542 года. Овдовев, она в соответствии с обычаями тех времен переселилась в монастырь. Последние несколько лет женщина сильно болела и скончалась в 63 года.

 Паланти принадлежит еще несколько открытий в области "джокондоведения". Он установил, что Лиза, скорее всего, позировала Леонардо, будучи беременной. А также что натурщица обладала необычайно низким грудным голосом.

Эмоции, прослеживающиеся на лице Моны Лизы

 В 2005 году пытливый голландский исследователь Ницу Зебе совместно с американскими коллегами разработал программу, анализирующую эмоции, которые отражаются на женском лице. С ее  помощью ученые выяснили, что второе имя - Джоконда, что в переводе означает "веселая, играющая" - не совсем соответствует реальному положению вещей. Компьютер прочитал на милом личике Моны Лизы весьма смешанные эмоции. Судя по мимике, счастлива девушка была на 83%. Остальные же 17% распределились между отвращением (9%), страхом (6%), и гневом (2%). Впрочем, возможно, все объясняется просто: подвижной молодой барышне просто надоело часами высиживать в одной позе.

Присутствие или отсутствие бровей

 Долгое время отсутствие бровей на лице Моны Лизы объясняли модой эпохи Возрождения. Однако парижский инженер Паскаль Кот не удовлетворился этим ответом и посвятил поиску истины 3000 часов (или 125 дней) своей жизни. С помощью изобретенной им мультиспектральной фотокамеры с высоким разрешением исследователь сделал серию снимков полотна в Лувре, обнаружив в итоге тончайшие мазки в районе бровей и ресниц. Месье Кот предполагает, что изначально художник все же снабдил Джоконду растительностью. Но за 500 лет "волосинки" стерлись - либо из-за небрежной реставрации, либо при халатной транспортировке. Одним словом, брови у барышни украло время.

Княгиня или простая жена торговца

 В 2012 году с новой силой разгорелись научные споры о том, кто же действительно изображен на картине. Немецкий историк Магдалена Зест выпустила книгу "Катерина Сфорца - Мона Лиза", в которой утверждала, что на самом деле да Винчи нарисовал одну из самых ярких светских львиц эпохи Возрождения. Десять лет фрау Зест собирала факты, подтверждающие эту теорию. Например, техника, в которой написано полотно, якобы свидетельствует, что картину заказал представитель княжеского рода. По неписаным законам тех лет жену торговца просто не могли запечатлеть в столь дорогой манере - это стало бы попранием общественной морали. Еще один аргумент в пользу Сфорцы - то, что дама на картине одета в траурное платье. А Лиза Герардини на тот момент не была вдовой.

 Внебрачная дочь миланского герцога Катерина Сфорца прожила 46 лет, успев трижды овдоветь, родить 11 детей, возглавить карательную операцию и год провести в заточении в замке Святого Ангела в Риме. "У нее была ангельская внешность и суровый мужской характер, - рассказывает о своей протеже Зест. - Современники сравнивали ее с тигрицей, чтобы подчеркнуть ее жестокость и красоту".

ЧТОБЫ ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:

Следующие Предыдущие